вторник, 15 ноября 2011 г.
Чудище обло, озорно,огромно,стозевно и лаяй
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй
Чу;дище о;бло, озо;рно, огро;мно, стозе;вно и ла;яй — эпиграф к книге Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», впервые опубликованной в 1790 году.
Фраза означает: «Чудовище тучное, гнусное (либо грубое), огромное, со ста пастями и лающее»[1] (форма лаяй представляет собой церковнославянское действительное причастие настоящего времени). Впоследствии, когда книга Радищева была вновь опубликована, фраза стала крылатой и обозначала крайне негативное отношение автора к тому или иному общественному явлению.
[править] История появления
Александр Радищев видоизменил строку из 514-го стиха поэмы Василия Тредиаковского «Телемахида» (1766), которая представляет собой вольный стихотворный перевод прозаической повести «Приключения Телемака» французского писателя Франсуа Фенелона, выполненный гекзаметром. Но источник фразы в «Телемахиде» — не текст Фенелона[2], а «Энеида» Вергилия[3], причём переводчик составил комбинацию из двух фрагментов: «Ужасное чудовище, безобразное, огромное, лишенное зрения» (лат. Monstrum horrendum, informe, ingens, qui lumen ademptum — о циклопе Полифеме, ослеплённом Одиссеем), и «Огромный Цербер оглашал всё царство, лая своей тройной пастью» (лат. Cerberus haec ingens latratu regna trifauci // Personat).
В этом отрывке повествуется о наказании царей в аду за злоупотребление властью. Они постоянно смотрят на себя в зеркало и видят чудовищ. У Тредиаковского фраза, описывающая Цербера, выглядела так: «Чудище обло, озорно, огромно с тризевной и Лаей», то есть пастью. (Тредиаковский иногда вводил в стих дополнительную гласную («и») для благозвучия, чтобы возместить недостающий для метра слог.)[3][4] «Именно это адское чудовище Радищев использовал как аллегорическое олицетворение господствовавшего в России самодержавно-крепостнического строя, против которого и направлена вся его книга»[5]. Меняя «тризевную» на «стозевно», автор в первую очередь выражал идею многоликости того зла, описанию которого посвящено «Путешествие».
Двадцать лет слышать словесную жвачку,напоминание о том,что кто то разворовал страну и не выплачивал зарплаты и,в перспективе иметь борьбу с этим злом от такого же ,а то и худшего - участь не сладкая.Они то живут,а у нас то жизнь проходит в слушании песен сирен и в ожидании лучшего.А лучшее - это выборы президентом В.В.Путина.Он самый лучший,честный и порядочный.Остальные воры и жулики.И пока эти шайки жуликов будут драться за власть,чтоб ухватиться и пожрать всласть, мы с вами будем,как овцы ходить и голосовать за них.Ну пошли мы за декабристами,Гапоновцами,ленинцами и что?!Не ужели не ясно,что любая монархия,это благо.К любому монарху можно приспособиться,притерпеться.А Монарх не будет нервничать,воровать в спешке,давиться в торопях.Живёшь - торопишься,епёшь -колотишься, ешь -давишься -фиг,когда поправишься!Правь нами -Влади Мир! В цари - Путина!За Родину,за Путина!
© Copyright: Ник Ващилин, 2011
Свидетельство о публикации №21111150860
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий